Лирика
К. Яковлев. ЛЕСНЫЕ ДИВА. Грибной календарь. По ягодникам, по орешникам. Рассказы. Верх.-Волж. кн. изд. Ярославль, 1977. 176 с.
Отрывок из главы "Земляника и полуница".
...Земляника будет все лето. Отошла на припеках - созреет в тенистых местах, по кустарникам и лесам. Но это не та уже ягода. Словно забыли вложить в нее сахар, а кислоты заметно прибавили, да и запах пропал, улетучился. И не тянутся теперь к землянике. Да и другим ягодам уже время настало.
Чуть поотстав от родственницы своей, лесной земляники, появляется луговая, или "зеленая", земляника. Называют ее также дикой клубникой, а чаще - старым южнорусским словом "полуни-ца", что значит "половинная".
Она, в самом деле, и луговая (растет у нас по сухим поемным лугам да по холмикам возле речек), и зеленая (хоть вызревает до красноты, недоспелая тоже мягка, сладка, душиста и на мелкую клубнику похожа - с чашелистиками, плотно прижатыми к ягоде), и "половинная" - обычно лежит на земле, так что нижняя половинка всегда белая, не зеленеет и не краснеет.
Есть и другие отличия от лесной земляники: лепестки цветов покрупнее и чуть в желтизну, листья с обеих сторон серебристо-пушистые. Но те особенности, что сказались в названиях, - самые главные.
Правда, еще особинка важная: и запах, и вкус полуницы, пусть похожий на земляничный, клубничный, все же ни с чем не сравним. Что-то от сладкой зелени в нем и от дикого меда. А в общем это - из тех редких прелестей, что не забудутся никогда, как шмелиный мед или запах линией.
Когда мы в лесном походе с ребятами наткнулись на полуницу, с километр на коленках ползли по речному берегу - ели и ели, нюхали, снова ели и никак не могли оторваться. И еще особенность нам открылась: сколько бы ни съелось этих ягод, зелено- и красно-белых, не щиплет язык.
Остальное, пожалуй, - все, что у той, лесной земляники: и в варенье, и всюду годна, и те же в ней свойства. Лишь собирать потруднее: не вдруг отцепишь точно прилипшие чашелистики. Так что вернее - съесть ее просто, ягоды зубами выкусывая.